Недавно добавленные исходники

•  DeLiKaTeS Tetris (Тетрис)  136

•  TDictionary Custom Sort  3 318

•  Fast Watermark Sources  3 065

•  3D Designer  4 825

•  Sik Screen Capture  3 321

•  Patch Maker  3 536

•  Айболит (remote control)  3 637

•  ListBox Drag & Drop  2 996

•  Доска для игры Реверси  81 568

•  Графические эффекты  3 927

•  Рисование по маске  3 232

•  Перетаскивание изображений  2 613

•  Canvas Drawing  2 735

•  Рисование Луны  2 561

•  Поворот изображения  2 166

•  Рисование стержней  2 161

•  Paint on Shape  1 564

•  Генератор кроссвордов  2 226

•  Головоломка Paletto  1 764

•  Теорема Монжа об окружностях  2 217

•  Пазл Numbrix  1 682

•  Заборы и коммивояжеры  2 052

•  Игра HIP  1 279

•  Игра Go (Го)  1 225

•  Симулятор лифта  1 471

•  Программа укладки плитки  1 214

•  Генератор лабиринта  1 542

•  Проверка числового ввода  1 352

•  HEX View  1 490

•  Физический маятник  1 355

 
скрыть


Delphi FAQ - Часто задаваемые вопросы

| Базы данных | Графика и Игры | Интернет и Сети | Компоненты и Классы | Мультимедиа |
| ОС и Железо | Программа и Интерфейс | Рабочий стол | Синтаксис | Технологии | Файловая система |



Delphi Sources

Ассемблер в Delphi



Автор: Ian Hodger

Чайник со свистком - это милиционер за компьютером.

Основное предназначение этой статьи, заполнить пробелы в оригинальной документации по Borland Delphi Developer, при этом весь программный код, а так же теория, полность совместимы со всеми версиями Delphi.

Основное направление статьи, это познакомиться с использованием ассемблера в Object Pascal. Однако, не будем пропускать и те аспекты программирования, которые будут требовать пояснения для конкретных примеров, приведённых в этой статье.

Использование Ассемблера в Борландовком Delphi

Перед тем, как начать, хотелось бы определиться с уровнем знаний, необходимых для нормального усвоения данного материала. Необходимо быть знакомым со встроенными средствами отладки в Delphi. Так же необходимо иметь представление о таких терминах как тип реализации (instantiation), null pointer и распределение памяти. Если в чём-то из вышеупомянутого Вы сомневаетесь, то постарайтесь быть очень внимательны и осторожны при воплощении данного материала на практике. Кроме того, будет обсуждаться только 32-битный код, так что понадобится компилятор не ниже Delphi 2.0.

Зачем использовать Ассемблер? На мой взгляд, Object Pascal, это инструмент, позволяющий генерировать быстрый и эффективный код, однако использование ассемблера в некоторых случаях позволяет решать некоторые задачи более эффективно. За всю работу с Delphi, я пришёл к выводу, что использование низкоуровневого кода необходимо в двух случая.

(1) Обработка большого количества данных. Nb. В данный случай не входит ситуация, когда используется язык запроса данных.

(2) В высокоскоростных подпрограммах работы с дисплеем. Nb. Имеется ввиду использование простых процедур на чистом паскале, но никак не внешних библиотек и DirectX.

В конце статьи мы рассмотрим примеры, которые явно отражают значимость этих критериев, а так же не только когда и где использовать ассемблерные вставки, но и как включать такой код в Delphi.

Что такое Ассемблер? Надеюсь, что Все читатели этой статьи имеют как минимум поверхностное представление о работе процессора. Грубо говоря, это калькулятор с большим объёмом памяти. Память, это не более чем упорядоченная последовательнось двоичных цифр. Каждая такая цифра является байтом. Каждый байт может содержать в себе значение от 0 до 255, а так же имеет свой уникальный адрес, при помощи которого процессор находит нужные значения в памяти. Процессор так же имеет набор регистров (это можно расценить как глобальные переменные). Например eax,ebx,ecx и edx, это универсальные 32-битные регистры. Это значит, что самое большое число, которое мы можем записать в регистр eax, это 2 в степени 32 минус 1, или 4294967295.

Как мы уже выяснили, процессор манипулирует значениями регистров. Машинный код операции прибавления 10 к значению регистра eax будет выглядеть следующим образом

05/0a/00/00/00 

Однако, такая запись абсолютно не читабельна и, как следствие, не пригодна при отладке программы. Так вот Ассемблер, это простое представление машинных команд в более удобном виде. Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть прибавление 10 к eax в ассемблерном представлении:

add eax,10 {a := a + 10} 

А вот так выглядит вычитаение значения ebx из eax

sub eax,ebx {a := a - b } 

Чтобы сохранить значние, можно просто поместить его в другой регистр

mov eax,ecx {a := c }

или даже лучше, сохранить значение по определённому адресу в памяти

mov [1536],eax {сохраняет значение eax по адресу 1536}

и конечно же взять его от туда

mov eax,[1536] 

Однако, тут есть важный момент, про который забывать не желательно. Так как регистр 32-битный(4 байта), то его значение будет записано сразу в четыре ячейки памяти 1536, 1537, 1538 и 1539.

А теперь давайте посмотрим, как компилятор преобразует действия с переменными в машинный код. Допустим у нас есть строка

Count := 0; 

Для компилятора это означает, что надо просто запомнить значение. Следовательно, компилятор генерирует код, который сохраняет значение в памяти по определённому адресу и следит, чтобы не произошло никаких накладок, и обзывает этот адрес как 'Count'. Вот как выглядит такой код

mov eax,0 
mov Count,eax 

Компилятор не может использовать строку типа

mov Count,0 

из-за того, что как минимум один параметр инструкции должен являться регистром. Если посмотреть на строку

Count := Count + 1; 

то

mov eax,Count 
add eax,1 
mov Count,eax

Для переменных, тип которых отличается от целого, всё усложняется. Однако, рассмотрим эту тему немного позже, а сейчас предлагаю закрепить теорию практическими примерами.

Итак, рассмотрим первый пример. Сразу извинюсь за тривиальность, но с чего-то надо начинать.


function Sum(X, Y: integer): integer;
begin 
 Result := X + Y; 
end; 

А вот так будет выглядеть оперция сложения двух целых чисел на ассемблере:


function Sum(X,Y:integer):integer; 
begin 
 asm
  mov eax,X
  add eax,Y
  mov Result,eax
 end;
end;

Этот код прекрасно работает, однако он не даёт нам преимущества в скорости, а так же потерялось восприятие кода. Но не стоит огорчаться, так как те немногие знания, которые Вы почерпнули из этого материала, можно использовать с большей пользой. Допустим, нам необходимо преобразовать явные значения Red,Green, и Blue в цвета типа TColor, подходящие для использования в Delphi. Тип TColor описан как 24-битный True Colour хранящийся в формате целого числа, то есть четыре байта, старший из которых равен нулю, а далее по порядку красный, зелёный, синий.


function GetColour(Red,Green,Blue:integer):TColor; 
begin 
 asm
{ecx будет содержать значение TColor}
  mov ecx,0 
{начинаем с красной компоненты}
  mov eax,Red 
{необходимо убедиться, что красный находится в диапазоне 0<=Red<=255}
  and eax,255 
{сдвигаем значение красного в правильное положение}
  shl eax,16 
{выравниваем значение TColor}
  xor ecx,eax 
{проделываем тоже самое с зелёным}
  mov eax,Green 
  and eax,255
  shl eax,8
  xor ecx,eax
{и тоже самое с синим}
  mov eax,Blue 
  and eax,255
  xor ecx,eax
  mov Result, ecx
 end;
end;

Заметьте, что я использовал несколько бинарных операций. Эти операции также определены непосредственно в Object Pascal.





Похожие по теме исходники

Delphi Magazine

Tetris DelphiX

Quake Delphi Sources

Delphi MMOG

 

Delphi Яндекс Директ

Delphi to HTML Converter

Проверка знаний Delphi

Is Delphi Dying Monitor

 

Autosave Delphi 7




Copyright © 2004-2024 "Delphi Sources" by BrokenByte Software. Delphi World FAQ

Группа ВКонтакте